Доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания Волгоградского государственного педагогического университета.

В 1979 году закончила русско-английское отделение историко-филологического факультета Волгоградского государственного педагогического института им. А.С. Серафимовича. С января 1981 года по настоящее время работает в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. С 1981 по 1990 год – ассистент кафедры русского языка как иностранного, с 1990 по 1993 год – аспирант кафедры русского языка. В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Пограничные разряды ономастики в современном русском языке» (науч. рук. – проф. В.И. Супрун). С 1993 года  по настоящее время работает на кафедре языкознания (с 2005 г. – в должности профессора). В 2004 году защитила докторскую диссертацию на тему «Рекламное имя: от изобретения до прецедентности» (науч. консультант – проф. В.И. Шаховский). Ученое звание профессора присвоено в 2008 году. Руководит работой аспирантов и магистрантов.

Сфера научных интересов: рекламные имена, топонимы, имена собственные в различных сферах коммуникации, стилистика русского языка и риторика.

Под ее научным руководством защищены 8 кандидатских диссертаций по ономастике:

1. Врублевская О.В. Названия торжественных мероприятий: прагмалингвистический аспект (на материале русских и немецких номинаций). Волгоград, 2006 (специальность 10.02.19).

2. Трифонова Е.А. Названия деловых объектов: семантика, прагматика, поэтика (на материале русских и английских эргонимов). Волгоград, 2006 (специальность 10.02.19).

3. Дьякова Т.В. Жанрообразующие свойства поэтонимов (на материале английской и русской авторской сказки). Волгоград, 2006 (специальность 10.02.19).

4. Кирпичева О.В. Ономастикон рекламного текста. Волгоград, 2007 (специальность 10.02.19).

5. Фоменко О.С. Прагматонимы-глобализмы: лингвистический статус и функциональная специфика. Волгоград, 2009 (специальность 10.02.19).

6. Ван Мяо Названия Русских и китайских кондитерских изделий в прагмалингвистическом аспекте. Волгоград, 2010 (специальность 10.02.20).

7. Стаханова И.С. Прагматика школьных прозвищ. Волгоград, 2011 (специальность 10.02.19).

8. Шведова Н.Л. Функциональная специфика прагматонима (на материале современной массовой литературы). Волгоград, 2011 (специальность 10.02.19).      

 

Автор более 100 работ по ономастике. Среди них:

Книги

  • Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: Монография. — Волгоград: Перемена, 2004. — 288 с.
  • Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие: Учеб. пособие по спецкурсу. — Волгоград: Перемена, 2003. — 100 с.
  • Реки и водоемы Волгоградской области (словарь) Соавтор – В.И. Супрун // Гидронимический словарь. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Волгоград: BГАПК РО, 2009. – 380 с.
  • Речевой портрет субъекта искусственной ономастической номинации (глава в коллективной монографии) // Человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики : кол. монография. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. С. 155-166.
  • Рекламни собствени имена: мястото им в ономастичното поле и функционален диапазон (глава в коллективной монографии) // Лингвистична Русия: Научни школи на Волгоград. Колективна монография. Раздел 4. Проблеми на ономастиката. – София: Мисъл, 2010. – С. 128-145.
  • Имена собственные в современной российской рекламе (глава в коллективной монографии) // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – С. 261-278.

Статьи

  • Антропонимические элементы в современных русских эргонимах // Przezwiska i przydomki w jezykach slowianskich. Cz. I. Lublin: Wyd-wo Universitetu M. Curie — Sclodovskej, 1998. — С. 211-217.
  • Композиты в современной русской гемеронимии // Slowianskie compozita onomasticzne (Toponimia. Varia). — Lublin: Wyd-wo Universitetu M. Curie-Sclodovskej, 2000. — С. 215-200.
  • Проблема семантики рекламных названий // Известия Волгоградского гос. педуниверситета. Сер. Филологич. науки. 2003. № 4. — С. 121-128.
  • Типы ассоциативных реакций при восприятии коммерческих номенов // Методы современной коммуникации. Вып. 1. — М.: МГЛУ, 2003. — С. 119-127.
  • Рекламное имя как объект лингворефлексии // Актуальные проблемы вербальной коммуникации: язык и общество. Киев, 2004. — С. 232-238.
  • Прагматоним: эволюция взглядов на словесные товарные знаки в отечественной ономастической науке // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2004, № 2. — С. 121-125.
  • Паралингвистика рекламного имени // Ономастика Поволжья. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2004. — С. 60-76.
  • The three stages in the brand name’s life // 22nd International Congress of Onomastic Sciences. Abstracts. — Pisa (Italia), 28.8 — 4.9.2005. — P. 74
  • К историко-лингвистическому изучению донской гидронимии // Вопросы ономастики (Екатеринбург), 2004. – № 1. – С. 75-85 (Соавтор В.И. Супрун).
  • Юмористическая функция рекламных названий в современной российской публицистике // Междунар. сб. науч. тр.: Известия на Научен център «Св. Дазий Доростолски». – Силистра към Русенски университет «Ангел Кънчев», 2006. – С. 227-234.
  • Названия российских деловых объектов с точки зрения языковой моды // Этнографическое обозрение (РАН). 2007. – № 1. – С. 120-131.
  • Волгоградская эргонимия в диахроническом аспекте // Вестник Волгоградского гос. университета. Сер. 2. «Языкознание». Вып. 6. 2007. – С. 21-26.
  • Характеризующая функция рекламных названий в современном художественном тексте // Известия на Научен център «Св. Дазий Доростолски». Книга 2. В памет на проф. Славчо Иванов (1939 - 2006). – Силистра към Русенски университет «Ангел Кънчев», 2007. – С. 281-288.
  • Периферийные разряды ономастического поля: критерии выделения и направления исследований // Науковий вісник Чернівецького університету. Вып. 356-359. Слов’янська філологія. Чернiвцi: Рута, 2007. – С. 305-309.
  • The Brand Name's Life Stages  // AttidelXXII Congresso Internazionale di 
  • Scienze Onomastiche.Vol. 2. Pisa, 2008. - P. 733-741
  • Рекламные имена в диахроническом аспекте: особенности апеллятивации // Rozprowyslawistyczne. T. 22 Lublin: Wid-wo Universitetu M. Curie- Sklodovskej, 2009. – C. 145-152.
  • Russian advertising names as a matter of linguistic fashion // Onoma. Journal of International Council of Onomastic Sciences. Uppsala (Sweden). Vol. 43 (2008). P. 397-410.
  • Топонимы-глобализмы в русском языковом сознании // Научный журнал «Вопросы филологии» –  спецвыпуск: VI Междунар. науч. конф. «Язык, культура, общество». М., 2011. – С. 205-206.
  • Прагматика онима: направления исследований и методика анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Филол. науки. — № 8 (62) 2011. – С. 139-142.

Е-mailkryukova-irina@ya.ru

 



       © Попов Сергей Александрович 2012-2023

       Любое копирование только со ссылкой на сайт http://onomastika.ru