Поскольку в зале есть люди, впервые приехавшие на «Ономастику Поволжья», я хочу, чтобы они в полной мере почувствовали, что это такое. Незадолго до конференции я попросила ономастов, неоднократно бывавших на этой конференции, ответить на один вопрос: «Что для вас значит – Ономастика Поволжья»? Я хочу рассказать вам о том, что думают об этом её постоянные участники, которые считают, что это уникальное явление и что развитие ономастики в России во многом определяется тем, что есть такое братское единство ономатологов России.
Патриарх российской ономастики В.Д. Бондалетов, замечательный ученый, автор учебника «Русская ономастика», по которому многие из нас учились, пишет: «С ономастикой связана самая светлая и пленительная часть моей жизни в науке (первая публикация по ономастике – статья в газете, 1957 г.). С 1967 г. – 5 поволжских ономастических прошли с Владимиром Андреевичем НИКОНОВЫМ. Он родоначальник-основатель Всесоюзных ономастических (Москва и др.), Кавказских, Среднеазиатских, мысленно он «участвовал» в Международных форумах по ономастике в Софии, Кракове и других ономастических центрах Европы. Мы жили этими событиями.
Ваша Поволжская – д е в я т а я из проводимых уже без великого энтузиаста ономастики. У меня она ассоциируется (по христианскому обычаю) с числом 9 и воспринимается как девятый ВЕНОК незабвенной памяти основателя наших, наиболее жизнестойких конференций, приобретших уже международный статус. Быть Международными 15-й, 16-й и всем последующим!!! Участник 1-й (1967 г.) конференции в Ульяновске В.Д. Бондалетов.
Примечание: Ульяновск - родина В.А. Никонова, там на Аллее Славы и покоится его прах».
Известный немецкий ономатолог, разгадавший тайну происхождения гидронима Волга, постоянный участник наших конференций, проф. К. Хенгст, написал так: «Меня очень радует, что традиция ономастических съездов продолжается и живет в сердцах многих ономатологов и участников. Это для меня особенно важно. В Германии после соединения именно традиция исторических ономастических исследований всё больше теряет наследников. Поэтому высоко ценю такие работы по истории имен собственных, как например, в Твери по антропонимике. Вам наилучшие пожелания и сердечные приветы. Карл Карлович».
Многим нравится, что наша конференция переходит в другие города, охватывает людей с очень большой территории. И действительно, среди наших сегодняшних участников жители всей России: от Петрозаводска на севере до Махачкалы на юге, от Смоленска на западе до Якутска и Улан-Удэ на востоке; есть и участники из других государств: Финляндии, Польши, Украины, Белоруссии… Как точно выразилась профессор из Костромы Н.С. Ганцовская, «Волга – это что-то международное»…
Профессор из Волгограда И.В. Крюкова, автор книги «Рекламное имя: от рождения до прецедентности», ответила на мой вопрос о том, чтó для неё Ономастика Поволжья, используя научный метод свободных ассоциаций, в результате которого возник следующий ассоциативный ряд: «…верность традиции, имена собственные, Волга, размышления об именах собственных, информационные письма, сентябрь, новый город, доклады об именах собственных, старые друзья-единомышленники, новые знакомства, экскурсии, дискуссии об именах собственных, новые идеи, ожидание следующей встречи, которая непременно состоится (пока есть "верность традиции, имена собственные, Волга..." и далее по списку)».
Еще один ассоциативный ряд выстроил проф. М.В. Горбаневский: «На вскидку для меня это: > Никонов, > Супрун, > Волга, > встреча с коллегами, > жизнь науки, > эмоциональный заряд для дальнейшей работы, > воспоминания о молодости, > практическая польза, > новые интересные книги и статьи, > качественный сборник научных трудов > и... любовь к Отечеству (несколько пафосно, но это правда!)».
Проф. Н.В. Васильева, автор книги «Собственное имя в мире текста», ономастический концептуалист, рассуждает также в духе своих исследований: «Для меня лично – это самая любимая конференция. Боюсь, что с Волгой не получается никаких ассоциаций – наверное, я поздно присоединилась. Для меня это как одно слово и концепт – "Ономастикаповолжья". Если и дальше рассуждать в духе концептов, то ядро – это Василий Иванович, а вокруг хорошие интересные люди. Важным признаком является неформальная творческая атмосфера».
Уникальность нашей конференции и в том, что в ней принимают участие исследователи, для которых ономастика – это не профессия, а вечная любовь. Вот что написал кандидат физико-математических наук В.В. Приходько из Ульяновска – города, где в 1967 году прошла 1-ая конференция: «Не секрет, что моя основная деятельность не связана ни с филологией в частности, ни с гуманитарными науками в целом, но к ономастике и этимологии я испытываю необъяснимую страсть. Поэтому лично для меня Ономастика Поволжья – это, во-первых, уникальная возможность погрузиться, хотя бы и на время, в мой любимый мир названий, особенно – древних. Ну, и во-вторых, конечно,– живое общение с замечательными, преданными своему делу людьми, о многих из которых до этого ты знал только по научным работам».
И закончить мне хочется поэтическими словами человека, который два года назад передал Твери эстафету этой конференции, – Р.В. Разумову из Ярославля: «Ономастика Поволжья – это дом, в который всегда радостно возвращаться, в котором тебя всегда поддержат и помогут.
Ономастика Поволжья – это семья, без которой невозможно жить, по которой всегда скучаешь, на встречу с которой всегда надеешься».
Я надеюсь, что на нашей тверской конференции все ваши надежды оправдаются…
Добавить комментарий