Чтобы переименовать улицу в Перми, потребуется пять лет. А если ее хотят назвать в честь умершего, то должно пройти порядка 30 лет со дня его смерти. Согласно новой концепции по топонимике такие сроки нужны, чтобы избежать большого количества переименований и определиться, нужны ли они вообще. По мнению мэра Перми Игоря Сапко, в этом вопросе торопиться нельзя. Можно ли переименовать улицу Землячки в проезд Колчака, а также в других тонкостях новых правил разбирался корреспондент 59.ru.
Разработка концепции по топонимике входит в завершающую стадию – 6 ноября в гордуме состоится круглый стол по обсуждению проекта. Об этом в своем блоге сообщил член совета по топонимике Денис Галицкий. По его словам, проект концепции, помимо всего прочего, определяет основные положения в сфере присвоения наименований улицам города. Чтобы никто не заигрывался в переименования, процедуру делают сложной и длительной. Сейчас, согласно решению гордумы Перми, в городе запрещается самопроизвольное переименование, разрешается лишь возвращение исторических наименований. По словам Галицкого, запрет на переименование формально снимается, и первым пунктом в обновленных правилах содержится обязательно условие – присвоение нового названия не может произойти ранее, чем через пять лет после появления инициативы. Сюда будет входить и сбор средств (как пояснили эксперты, дело это будет крайне недешевое), и опрос населения. «На улице должна висеть табличка, что вопрос о переименовании должен решиться в определенном году, – поясняет Денис Галицкий. – За этот длительный срок все увидят, приживется ли это название».
Согласно проекту решение об изменении наименований улиц будет принимать городская дума, а не глава администрации. По мнению авторов, такая мера будет продиктована, чтобы сделать процесс принятия решений по переименованию улиц более публичным – то есть у депутатов гордумы добавится еще одна повестка на пленарном заседании. «У решения появляется другой статус – там оно принимается коллегиально, – пояснил Галицкий. – Необходимость должна быть более весомой, чтобы решение о переименовании прошло».
Мы спросили у главы города, как он относится к идее рассматривать вопросы по переименованию улиц в рамках остальных вопросов на пленарном заседании. «Это было одним из моих предложений, – сообщил мэр Перми Игорь Сапко. – Члены совета по топонимике – это профессионалы, и они, конечно, могут формировать собственное мнение и готовить аргументы для депутатского корпуса. И я лично, и совет по топонимике придаем особое значение самому процессу переименования улиц. В этом вопросе, безусловно, нельзя торопиться и принимать неосознанные решения. Важно мнение и членов совета, и горожан – обязательной становится тема проведения полноценных опросов пермяков, насколько они к этому готовы».
Расходы на переименование улиц ложатся на группу инициаторов – они могут руководствоваться как собственными средствами, так и деньгами от пожертвований. Подобное правило вводилось ранее в городском положении о комиссии по наименованию улиц. «По новой процедуре это может довольно дорого обойтись: нужно будет повесить на домах информационные таблички с указателями первоначального названия, поддерживать эту инициативу в течении пяти лет и проводить опрос среди населения, что тоже может быть затратным, – отметил Денис Галицкий. – Кроме того, это зависит от длины улицы, количества домов на ней и так далее. Речь не о двух-трех тысячах, я думаю».
Пункт №5 – вводится мораторий на использование в наименованиях улиц имени конкретного человека – не ранее 30 лет после его смерти. В разговоре с корреспондентом 59.ru Денис Галицкий вспомнил процесс переименования ул. Пионерской, когда в 2005 году многие жители улицы поставили под сомнение разумность решения поставить в ее название фамилию скончавшегося тогда строителя Сергея Романовского, которого жители мало знали. «Когда кто-то публичный обращается в муниципалитет с просьбой переименовать улицу, потому что умер хороший человек – клоун, строитель или водопроводчик, – им невозможно отказать, объяснив это тем, что мы не знаем, кто это, и поэтому получается, что у них есть карт-бланш в этом деле, – заметил Галицкий. – Поэтому у нас сейчас бум мемориальных досок в городе. Чтобы не играть на чувствах людей, нужно законодательно ограничить и установить мораторий – на 5-10 лет. Когда люди придут с просьбой через столько времени, им гораздо проще сказать: мы не знаем, кто это».
Согласно концепции по присвоению наименований объектам топонимики, необходимость выработки общих подходов к присвоению наименований вызвана таким конфликтным явлением, как «возрастание интереса к истории города», что вызывает у части жителей «желание вернуть дореволюционные наименования улиц». К примеру, уже долгое время споры вызывает улица Розалии Землячки, названная в честь революционерки, которая считается ответственной за проведение в Крыму массовых расстрелов жителей полуострова и пленных офицеров русской армии. Специально для недовольных авторы концепции придумали дать приоритет прилагательным в названии улиц. «К примеру «Ул. Ивана Каляева», названная в честь террориста, должна быть «Ул. Каляевской» – то есть просто в честь человека с такой фамилией», – отметил Галицкий.
Кстати, ранее представители КПРФ предлагали запретить Совету по топонимике возвращать исторические или менять современные названия объектов. По словам депутата пермской гордумы и члена совета по топонимике Андрея Солодникова, представляющего коммунистов, новая концепция вполне его удовлетворяет. По его словам, опрос пермяков показал, что жители были недовольны переименованием названий улиц, например Орджоникидзевской (ныне Монастырская). «Раньше совет по топонимике мог сразу принять решение, это было связано с проектом «Пермь – культурная столица», чтобы избавиться от советских названий в центре города, – заметил г-н Солодников. – Сейчас все поняли, что это никому не нужно, и возникает путаница. Да и желающих сменить названия на дореволюционные значительно поубавилось. Так что теперь окончательную точку в вопросе ставят депутаты, на чем я всегда настаивал. Они народные избранники, и им виднее. Город нужно делать чище, а не названия улиц менять».
Отметим, что ранее одной из задач концепции по присвоению наименований объектам топонимики было обеспечение «совместимости исторических, советских и современных названий городских объектов». «Задача современного города – сохранить реальное содержание того, что было, не забывая при этом о преемственности эпох», – заметил на это преподаватель ПНИПУ Михаил Нечаев.
Отметим, что в Перми за последние несколько лет сменились названия нескольких улиц: Большевистская преобразовалась в Екатерининскую, Орджоникидзе стала Монастырской, а ул. Кирова переименовали в Пермскую. Также в разное время возникала идея идея переименовать ул. Плеханова в Биармскую, ул. Окулова в Мешкова.
Оригинал материала: http://59.ru/text/news/861127.html?full=3
Добавить комментарий