Топонимические легенды или мифы – это рассказы о происхождении географических объектов, изначально имеющие установку на достоверность и распространение в строго определенных областях и регионах. История их начинается, наверное, с самых ранних времен человечества, как желание объяснить появляющиеся наименования тех или иных местностей. Однако фиксирование их в памяти человечества произошло значительно позже.
По тематике и по значимости в качестве исторического источника топонимические легенды края можно условно объединить в три группы. Первая - это легенды, раскрывающие исторические события древности. На протяжении столетий они служили народу исторической информацией. Это наиболее древние предания, вернее, осколки преданий, так как от них до нас дошли уже лишь скудные обрывки, что связано с несовершенством человеческой памяти и особенностями заселения нашего порубежья. К ним относятся, например, наши легенды о появлении того или иного населенного пункта края. Вторую группу составляют религиозные предания, в основе которых лежит вера в чудодейственную силу местных святынь. Хранителями стародавних преданий в этой группе являются священники. Таковой является, например, легенда об обретении иконы Николая Ратного. Третья группа объединяет топонимические предания, связанные с историей происхождения географических названий.
По содержимому топонимические легенды нашего края делятся на «сказы» и «были» - так их называли в старину жители шебекинской земли. «Сказы» имеют лишь отдаленную связь с достоверными, реально произошедшими событиями и имеют целью в основном поэтическое описание какого-либо факта или его пусть и сказочное, но объяснение. Странной особенностью шебекинских «сказов», на мой взгляд, является их необъяснимое подтверждение данными современной науки. «Были», в отличие от «сказов», базируются на когда-то произошедших случаях, которые впоследствии, конечно же, значительно изменились в народной памяти. Отдельную часть преданий составляют топонимические «говорки» нашего края – короткие экскурсы в недавнее прошлое, практически полностью достоверные и малопоэтизированные.
Некоторая часть топонимического наследия края известна краеведам: происхождение названий сел района, самого города и его современных микрорайонов, крупных рек и их притоков. Однако такой же большой интерес вызывают малоизвестные или почти забытые топонимические мифы и предания шебекинской земли.
И потому я приглашаю вас в путешествие по современному Шебекино вместе со старинными «сказами», «былями» и «говорками» нашего края…
Шебекино, небольшой городок России, обрамлен и сейчас массивами лесов. Леса эти двух видов – широколиственные, в основном посадки дуба, и хвойные – меловые и песчаные сосновые боры. Красивейшее достояние Белгородчины, эти леса создали не менее красивый топонимический «сказ». Отголоски многовекового противостояния наших защитников с многочисленными степняками отразились в сказе о противоборстве Змея Степного и Богатыря Лесного. В жаркой схватке одолел Богатырь Змея, запряг его в «каленую соху» и заставил распахивать целинные степные черноземы. На «змееву выю» повесил победитель котомку с желудями и шишками, а в той было две дыры по краям – большая и малая. В большую проскальзывали желуди, из малой сыпались семена сосны… Так засевалась враждебная степь лесами, укрывавшими русских поселенцев. Необъяснимо, но факт – если посмотреть на территорию Белгородчины сверху, то лесные массивы сосны и дуба идут широкими, никогда не смешивающимися полосами…
Другой «сказ» переносит нас на окраину нашего города. Здесь начинаются высокие меловые кручи, в четырех местах района прокрытые посадками реликта прошлого – меловой сосны. Как ни странно, но наши предки прекрасно отличали сосну меловую от обыкновенной и предугадывали ископаемый, вымирающий характер меловых сосняков края. Старинный же сказ рассказывает о том, как сосны – светлое дерево, по представлениям славян, долгое время терпели вырубки и выжигание под поля. Часть деревьев, подстрекаемые духами природы, решили вредить человеку. Претерпев поражение от Небесного воинства, эти сосны остались злыми, «вредящими» человеку и были изгнаны на «трудняки» - склоны и обнаженный мел холмов, на левые (а по народным представлениям это всегда неправильные) берега рек. Вплоть до Великой Отечественной войны реликтовые сосняки лишь при крайней необходимости крестьяне использовали в своем быту. И кстати, реликтовая меловая сосна всегда, по всему миру растет только по левым берегам рек. Остается неясным, как об этом догадались наши предки…
С еще одним сказом мы познакомимся, перенесясь недалеко на северо-восток от Шебекино. Между селами Чураево и Крапивное расположен Аркатов лог – уникальный памятник природы. Он занимает площадь около 5 гектаров и представляет собой громадную раковину, образованную в меловой горе в доледниковый период. Склоны гор круто взмывают вверх, и кажется, что ущелье это похоже на громадный перевернутый колокол. На верху утеса имеется большая конусообразная яма неизвестного происхождения объемом около 300 кубических метров. Местные жители издавна называли Аркатов Лог (и только его, хотя лесов и непролазных зарослей в округе хватает) урочищем, то есть чем-то заповедным, отличным, отгороженным от остального. Не считая более поздних лиственнопородных обрастаний, лог сформирован остатками древнего мелового бора. Почти все растущие сосны Аркатова лога – старые, значительно более ста лет, а остатки пеньков отмерших стволов поражают своими размерами. Возможно, название лога происходит от арабского имени Аркат, несущего значение «быть сильным», но издавна Аркатов Лог считается местными жителями прибежищем природного духа, лешего по имени «Арый (возможно – «ярый») кат», который изредка проявлял свою власть над окружающей территорией. На протяжении десятилетий у входа в лог ему оставлялись подношения, да и сейчас иногда местные грибники берут с собой пироги и булки «лесу на прокорм». Последнее явление этого духа в народной топонимике относится к военному времени, когда вышедшая из леса группа заблудившихся красноармейцев рассказала, что их вывел на тропу местный мальчик по имени Аркатушка. Ребенка с таким именем в окружающих селах не было…
Еще один «сказ» есть о роднике, питающем реку Нежеголь, которая течет по всему городу Шебекино. Родник этот находится у села Артельное, считается святым и носит неофициальное название «Белый Ключ». Сказ отправляет нас во времена Белгородской засечной черты. «Родник этот непростой, мало кто в старину знал, что он всю реку Нежеголь питает. А та уж течет по всей нашей земле, в каждое село отправляя свою воду сама или с притоками – Нежегольком, Коренем и Кореньком… И сказывают, давно, когда еще из степи набеги были, вороги степные решили отыскать исток той речки, что кормила богатые черноземные земли. Найти и отравить его, чтобы не стояли на земле сторожи, не рассылали конницу и дозоры сторожить от набегов границу. Посылал воевода степной людей своих. И искусны были они в разведке, и сильны, и быстры, и ловки. Да только никто не вернулся обратно. Думал воевода, что сгубила их русская земля, а не так было – отыскали враги начало речки, белый ключ, что из земли бьет, не могли удержаться и перед тем, как испоганить родник – пили из него. А после поворачивались обратно, в свои степи и уже более злыми делами не занимались…»
Именно этот святой источник советуют знающие люди посетить тем, кого одолевают негативные чувства – обида, злость, желание мести…
Еще один сказ вновь отправляет нас в Шебекино. По всему городу течет, вьется, выходит из земли и вновь исчезает ручеек с неказистым названием Вердунок. Мало кто знает, насколько лиричную и трогательную историю таит его название. Она, кстати, подтверждает теорию о том, что на месте современного города еще до петровских времен располагалось поселение. Жила в том поселении девушка, которая, по традиции преданий и легенд, была самой красивой среди сверстниц. Заезжий купец предложил за ее любовь три вердунка – старинный размен XV-го века. Девушка отказалась, стала убегать, оступилась и упала в безвестную канаву, более не всплыв на поверхность. А через семь дней стал выливаться из канавы плачущий ручеек. Купец, не выдержав постоянного грустного шепотка, хотел бежать из селения. Но куда бы ни повернул он, всюду на его пути вставал ручеек.
Необъяснимо, но факт: как показали исследования, Вердунок – это редкий тип подземного ручья с резко извилистым руслом, который выбирается на поверхность несколькими струями в различных местах.
Возможно, название ручья восходит и к балто-славянскому «верды», подобных топонимов несколько на северо-западе нашей страны. Слово означает «круговорот», что также отражает характер ручья.
По-своему красивы и шебекинские «были». Недалеко от окраин современного Шебекино есть лес Малый. Образовался этот топоним, как считают старожилы, после масштабной гари, которые часты в засушливую погоду и раньше, и сейчас. Пожар спалил весь лес без остатка, но через несколько лет на пепелище поднялся небольшой по размеру лесок. Местные жители пожалели деревца и не тронули их для хозяйственных нужд, лес вырос, но прежних размеров достигнуть не смог…
Есть у нас и так называемый Пьяный лес, который является частью охраняемой природной зоны в микрорайоне Титовка. Вообще в России, далеко от нашего края, известно несколько «пьяных» лесов, связано их появление с деформацией и осадкой грунта в зоне вечной мерзлоты. Наш лес, по легендам, появился в результате поиска местными жителями во времена Петра Великого редкого кварцевого песка для продажи на стекольные заводы. Песок так и не нашли, но грунт, и так рыхлый из-за большой доли осадочных пород, привел к деформации и верхнего корневого слоя дубравы.
Шебекино – земля яров и логов. До сих пор в окрестностях Шебекино знают и помнят Дьяков яр – место, в котором любил собирать грибы дьячок деревянной Тихвинской церквушки, не разрешавший местным жителям посещать в сезон свои «угодья». Нехорошими слухами и приметами окружен Черный яр, который ныне полузасыпан. Считается, что свое название он получил по обычаю местных жителей выбрасывать в него старые вещи, деревянную мебель, зараженную грибком или вредителями. Темную окраску почвы поверхность приобрела после эпидемии растительной гнили черного цвета, когда испуганные местные жители выбрасывали подальше от огородов в этот яр тонны сельскохозяйственных растений. Туда же, в победном феврале 43-го, сваливали и трупы убитых оккупантов…
Примерами шебекинских «говорков» могут служить воспоминания старожилов о «Тихвинке» - территории старого города на месте разрушенной Церкви Тихвинской Иконы Божией Матери, которая значительное время после разрушения оставалась пустой, лишь впоследствии обзаведясь постройками машиностроительного завода; о «Горячке» - участке около сливов химического завода, на котором летом отдыхали семьями, ловили рыбу, а зимой – кормили прилетавших уток; о Вокзальной площади, которая была памятью о построенном еще Ребиндерами вокзале для приема родственников и научных делегаций; о «Курзовском» доме, который до сих пор так называют жители нашего города.
Любая топонимическая легенда, будь то «сказ» или «быль», должна жить в памяти ее жителей. Занимая строго отведенное место, она не просто способна оживить официальную, научно достоверную топонимику, но приблизить человека к его родной земле, показать красоту его устного наследия, сделать прошлое малой родины ближе и трогательней.
Источник: http://krasnoe-znamya.info/?module=articles&action=view&id=7593
Добавить комментарий