Взгляд в историю
Миллионный город, расположенный в сердце Черноземья, имеет замечательное, красивейшее название, однако топоним до сих пор считается неразгаданным
В этом воронежскому краеведу видится большая историческая несправедливость, и поэтому он предлагает читателям «Коммуны» цикл статей, проливающих новый свет на тайны слова «Воронеж» и вообще на тайны местных древних городов, древних рек и древних лесов.
Павел Попов,
кандидат исторических наук
Наше богатство
Многие не понимают, что река Воронеж уже стала редчайшим природным и историко-культурным явлением. Это река с необычайно живописными прибрежными холмами, оврагами и ручьями, с бесценной Нагорной дубравой под городом Воронежем. Нигде более в Центральном Черноземье не сохранилось такого природного и исторического комплекса: далеко растянувшаяся дубрава растет на одном месте уже более четырех тысяч лет и скрывает под своей сенью уникальные памятники археологии – прежде всего многочисленные древнеславянские городища и могильники. И дубрава, и река объявлены памятниками природы.
Ни у кого не может быть сомнений, что нынешний город Воронеж получил свое название по реке, когда здесь в 1585–1586 годах была основана крепость для защиты южных границ Российского государства. Но всегда возникали споры о том, как и почему названа река и существовал ли где-либо одноименный город до 1585 года.
Ученые и краеведы безуспешно пытались отыскать на карте «летописный Воронеж» XII века. Самые нетерпеливые патриоты имели в виду не реку, а город, и порывались совместить его с нынешним городом Воронежем. Между тем в тени остаются не таинственные, а реальные славянские городища, целой цепью расположенные на правом берегу реки.
Задумайтесь: только в административной черте современного города – более 10 обнаруженных городищ, относящихся к раннему железному веку и к древнеславянскому периоду… Проникновение в тайну слова «Воронеж» сталкивает не только со старыми загадками. Обнаруживаются новые. Но на несколько самых значимых вопросов можно ответить уже сегодня, если учесть весь накопленный багаж знаний и пересмотреть старые версии, заводящие в тупик.
Три Воронежа с тремя мифами
Книга моего прекрасного учителя, профессора Владимира Загоровского «О древнем слове и слове «Воронеж», выдержавшая два издания в 1971 и 1977 годах, надолго утвердила версию автора благодаря его огромному авторитету. Владимир Павлович во многих вопросах шел по целине, создавая местную школу исторического краеведения.
Впрочем, дело не только в авторитете. Книга Загоровского – пример стройного и высоконаучного сочинения, в котором автор почти каждое свое высказывание доказывает, опираясь на исторические источники и подвергая их проверке на достоверность. Книга должна быть отправной точкой для любого следующего исследования на эту тему.
Подхватив мысль писателя Л.В.Успенского о возможном происхождении топонимов Радонеж и Воронеж от гипотетических, науке не известных, древнерусских имен Радонег и Воронег, В.П.Загоровский развил эту мысль до гипотезы. Но… теперь, спустя годы, в логических рассуждениях автора отчетливо видны и неизбежные неувязки. В особенности географические.
Версия Загоровского – это сверхсложная гипотеза о трех Воронежах на Руси. Владимир Павлович считал, что первый городок Воронеж появился примерно в IX веке на Черниговщине (ныне поселок Воронеж в Сумской области Украины). Ему якобы дал имя его предполагаемый основатель по имени Воронег. Второй городок Воронеж, по версии профессора, был основан в нашем Подонье в конце XI или начале XII века переселенцами с Черниговщины.
Возможное местонахождение второго Воронежа – Романово городище в Липецкой области. По этому Воронежу, будто бы, нарекли и нашу реку. Второй город исчез во время монголо-татарского ига, но по реке в 1585 году назвали третий Воронеж.
Увы, красивая гипотеза имеет очень уязвимую выкладку, которая перечеркивает многие логические построения.
Допущение того, что река названа по городу, а не наоборот – явный нонсенс в русской истории, в славянско-русской топонимии! В средней полосе России нет ни одного доказанного случая, чтобы река, сравнимая по размерам с рекой Воронеж, получила имя от города. Значит, вероятность ожидаемого события – обнаружения, что название гипотетического города Воронежа перенесено на реку Воронеж, – равна нулю.
Гипотеза не может быть признанной и по нескольким другим причинам. Одна из них: фактическое отсутствие имени Воронег, так и не найденного в древних источниках.
Вторая: фактическое отсутствие города IX–X веков с названием «Воронеж» на Черниговщине. Да, около современного поселка есть памятник археологии: поселение эпохи Киевской Руси. Но каково его имя – тайна. Нынешний поселок образовался лишь в начале XVII века как хутор.
Источник: http://www.communa.ru/news_vrn/nauka_i_obrazovanie/92302/?sphrase_id=311...
(Продолжение: http://www.communa.ru/news_vrn/nauka_i_obrazovanie/92390/
Добавить комментарий