Новейшая история | Пятьдесят лет назад крупнейший город Воронежской области, железнодорожный узел Лиски, был переименован в Георгиу-Деж. Как это произошло и как шёл процесс возвращения имени?

Вряд ли кто из лискинцев думал о том, что, ложась дома спать, на следующее утро проснется в другом городе. Вернее, в своих же родных Лисках, только теперь уже с иным, совершенно чужим и непонятным именем – Георгиу-Деж. Меж тем, так и случилось!

 

Валерий Тихонов,


Почетный гражданин города Лиски и Лискинского района, 
член Союза писателей России

 

В двадцатых числах марта 1965 года в центральных газетах был опубликован Указ Верховного Совета РСФСР, согласно которому «в целях увековечивания памяти руководителя румынских коммунистов и государства Румыния, видного деятеля международного коммунистического и рабочего движения Георге Георгиу-Дежа» (умер в возрасте 63 лет 19 марта) город Лиски переименовывался в Георгиу-Деж. 

Заслуги этого человека перед родной страной и перед международным коммунистическим движением сейчас вряд ли кто помнит. Перед СССР – тем более. Сам Георгиу-Деж не был большим поклонником Советского Союза. При нем из Румынии были выведены советские войска, и страна установила дипломатические отношения с западными странами, в том числе и со злейшим врагом СССР – США. Но, видно, борьба за укрепление дружбы и сотрудничества между странами социалистического лагеря требовала от руководства Советского Союза чтить память павших соратников, в том числе и посредством переименования населенных пунктов страны. 

Лиски заслужили этой чести, скорее всего, потому, что в начале своей жизни Георгиу-Деж служил на железной дороге электриком. В 1932 был избран секретарем Всерумынского ЦК действия рабочих-железнодорожников. Летом 1933 за участие в организации забастовки железнодорожников и нефтяников был осужден на 12 лет каторжных работ. 

Так что небольшой городок на одной из узловых железнодорожных станций, коими были Лиски, по мнению организаторов увековечивания, вполне для этого подходил. 

Можно только представить, сколько разговоров, вопросов и даже возмущений вызвал тот неожиданный указ у горожан, мнение которых просто не сочли нужным спросить. Но, как говорится, дело было сделано! Теперь стояла задача: привести все в соответствие с новым именем города. Были переименованы органы местной власти: «Георгиу-Дежскими» стали именоваться горкомы КПСС и ВЛКСМ, горисполком, учреждения и организации, предприятия города... Чуть позже, в апреле этого же года, соответствующим приказом Министра путей сообщения были переименованы и Лискинское отделение Ю.-В.ж.д., станция, вокзал, все железнодорожные предприятия города. Менялись вывески, печати, штампы и прочие атрибуты, в паспортах граждан - адреса прописки. 

Все это требовало времени, финансовых затрат, но об этом ли было думать, когда есть решение партии! Лискинским остался только район, нарушив тем самым существующее правило именоваться по названию районного центра. 

Пока наверху решали эти организационные вопросы, в низах уже «примеряли» на себя новое имя города. Постепенно вошло в лексикон обращения непривычное, трудно выговариваемое: «георгиудежцы». А вот как его писать – вместе ли, через черточку – никто не знал! А уж как мучились старики и старушки, стараясь выговорить это неуклюжее для русского человека слово! Тут тебе и «Гришкадеж», и «Гирдеж», и более откровенные народные созвучия родились. Как говорится, и смех, и грех! Молодежь же, почувствовав в новом имени города некий модный оттенок, тут же приспособила для себя короткую, но звучную его концовку – «Деж». И с неким даже достоинством начала именовать себя «дежцами». 

Поэты начали писать стихи, композиторы – песни, посвященные новому имени города. 

Помнится, что-то вроде песни написал и я. Последние строчки одного из куплетов звучали так: 

Старый городишко, Лиски, 
                                 до свиданья, 
Здравствуй новый город – 
                                Георгиу-Деж!

Однако творений на «заданную» тему оказалось немного: уж больно сложно было подбирать рифму под этот Георгиу-Деж! Случались и некоторые казусы, а то и откровенно смешные истории. Автору этих строк, тогдашнему студенту-заочнику, пришлось возвращаться из Воронежа домой. 

Было это буквально на следующий день после переименования станции и вокзала. Подаю в кассу деньги и прошу «один до Георгиу-Дежа». Сначала увидел вытаращенные на меня глаза кассирши, а потом услышал ее раздраженный голос: «С нашего вокзала поезда за границу не ходят!» 

Начали налаживаться и дружеские связи с румынским городом-побратимом, тоже Георгиу-Дежем, носившим до 1965 года название Онешти. 

В Лисках было создано Отделение общества советско-румынской дружбы, в город приезжали делегации из Румынии, в сопровождении высоких чинов был даже посол этой страны! Как прошли его протокольные встречи в локомотивном депо, совхозе «Лискинский», не знаю, а вот один курьезный случай из неофициального общения рассказал мне очевидец, старожил нашего города Юрий Иванович Ионанидзе. Приведу его дословно: 

– Когда городу в 1965 году присвоили имя румынского генсека Георгиу-Дежа, летом приехал к нам посол Румынии. Приглашает меня Александр Карпович Лысенко, тогдашний начальник отделения дороги, и говорит: «Найди где-нибудь на Дону хорошее местечко для встречи, будут большие люди». 

Тогда было принято устраивать встречи высоких гостей на природе. Ну, я одну поляну знал на той стороне, туда ближе к Дивногорью, ее и предложил. За день до приезда сюда, к лодочной станции, что в «Заказе», прибыли и милиция, и КГБ, из Воронежа кто-то, на моторке сплавали, посмотрели место… 

Вроде бы, всем понравилось, но перед отъездом один из визитеров увидел коров на лугу и дает команду: «Чтобы завтра ни одной тут не было!». Уж не знаю, чем они ему не понравились. Ну, указание дали кому следует, с утра луг чистый, никого и ничего. Дорогу грейдерами прошли, все чин чином! Где-то после обеда едут – на «Чайках», были тогда такие правительственные машины... 

И тут я вижу - баба какая-то корову им навстречу гонит. Откуда она взялась, до сих пор не пойму. Ну, шофер увидел их и давай сигналить, а сигнал на машине был зверский! 

Юрий Иванович не сдержал смеха: 

– И смех, и грех. Корова крутнулась, испугалась, видать, ну и… Короче, и капот, и флажки советско-румынской дружбы испачкала, как следует. Уж не знаю, кому там влетело или нет, но когда сюда, к «лодочной», подъехали, посол этот вышел, смеется и одно повторяет: 

– Россия… Карашо!.. Карашо!.. 

А уж когда прием этот организовали, в Дону накупались, и вовсе довольный уехал… . 

..А время неумолимо бежало вперед, стирая у горожан былые сомнения и недовольства и все больше укрепляя в них привычку жить с новым именем. Особенно у молодежи – ведь лискинский Георгиу-Деж шагал уже в третье десятилетие! За четверть века родилось и выросло целое поколение горожан! Поэтому не таким однозначным, быстрым и легким оказался обратный процесс, когда речь зашла о возвращении городу его прежнего имени – Лиски. 

Все началось где-то в конце 86 года, когда в центральной газете «Известия» появилась заметка, затрагивающая проблему слишком частого переименования некоторых городов. 

Чуть позже областная газета «Коммуна» обратила внимание жителей нашего города на его историю и поставила вопрос о возврате ему прежнего имени Лиски. Сразу же развернулось горячее, заинтересованное обсуждение вопроса, при этом мнения разделились. Ветераны города напоминали о революционных, боевых, трудовых традициях горожан, непосредственно связанных с именем Лиски, и считали возврат прежнего имени принципиально необходимым, молодежь же не проявляла к переименованию особого интереса. 

Вопросу о переименовании города способствовала еще и кардинально изменившаяся политическая ситуация, сложившаяся после падения в Румынии режима Чаушеску. В местные органы власти посыпались предложения о переименовании города. В феврале 1990 года в районной газете «Ленинское знамя» было опубликовано сообщение о том, что, идя навстречу многочисленным предложениям и пожеланиям трудящихся Георгиу-Дежа, горисполком направил в исполком Воронежского областного Совета народных депутатов ходатайство о возвращении Георгиу-Дежу наименования Лиски. 

Однако тут же последовал шквал возмущения части горожан, обоснованный тем, что по закону переименование города возможно только с учетом мнения его жителей. Того самого, которым пренебрегли в 1965 году, переименовывая Лиски в Георгиу-Деж. И теперь пытаются пренебречь, действуя от имени отдельных личностей, а не от всего населения города. 

Горисполком согласился с этой претензией, и в городе было распространено около 20000 анкет, в которых горожанам предлагалось выразить свое волеизъявление. В анкете было три вопроса: 

1. Остаться ли городу с наименованием Георгиу-Деж? 

2. Переименовать ли в Лиски? 

3. Или внести предложение по иному варианту наименования города. 

6 июля 1990 года состоялось заседание специальной комиссии, которая подвела итоги анкетирования. К сожалению, из всех распространенных анкет в адрес горисполкома возвратилось только 4010 анкет, в которых «за» Лиски высказалось 2945 человек, «за» Георгиу-Деж – 705, в остальных предлагались иные наименования. 

На заседании комиссии было высказано мнение, что молодежь выступает не против самой идеи переименования, а ей не нравится имя, не соответствующее статусу города (Лиски), и если бы предлагалось переименовать город в Лискинск, то это удовлетворило бы ее большую часть. 

Комиссия большинством голосов (двое было «за» Лиски) приняла решение: ходатайствовать перед областным Советом народных депутатов, Президиумом Верховного Совета РСФСР о переименовании города Георгиу-Деж в Лискинск. 

Но такое решение никак не отражало общее мнение горожан, поэтому 27 июля 1990 года состоялось заседание президиума горсовета депутатов, который, учитывая многочисленные и противоречивые предложения и пожелания жителей, решил провести общегородское голосование – референдум. 

23 августа 1990 года состоялась внеочередная, третья,I сессия горсовета народных депутатов 21-го созыва, где председатель комиссии по изучению общественного мнения С.В.Каребин доложил о результатах прошедшего в городе референдума. 

Согласно протоколу комиссии, общее число избирателей по 19 городским избирательным участкам составляло 38538 человек, в голосовании приняли участие 23573 человека, то есть 61 процент горожан. Их волеизъявление распределилось следующим образом: 

«За» Георгиу-Деж отдали голоса 4908 горожан (21 процент избирателей); 

«За» Лиски проголосовали 16816 горожан (71 процент избирателей); 

«За» иные наименования (Лискинск, Дивногорск, Придонск, Мелогорск, Свобода, Новопокровск, Петровск, Милан, Верона и т. д.) - 1645 горожан (7 процентов).

Итоги референдума засвидетельствовали, что большинство горожан - за переименование города Георгиу-Деж в Лиски. 

Сессия горсовета решила: утвердить доклад комиссии по изучению общественного мнения об итогах референдума и просить областной Совет народных депутатов ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о переименовании города Георгиу-Деж в город Лиски. 

А 25 января 1991 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании города Георгиу-Деж Воронежской области в город Лиски», поставивший последнюю точку в длительной, сложной и неоднозначной борьбе лискинцев за возвращение городу его прежнего имени. 

Такая вот необычная страница была вписана в историческую летопись Лисок полвека назад..

 

 
Георге Георгиу-Деж, Председатель Государственного Совета Румынии (21 марта 1961г.– 19 марта 1965г.)

 

 

 
Проверку временем не выдержали ни общественные организации, ни название города

 

 

 
Такие листовки были распространены по всему городу. Фото из личного архива Валерия Тихонова

 

Источник: газета «Коммуна», № 80 (26469) | Четверг, 16 июля 2015 года

http://communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=97045

Категория(-и) статьи / заметки: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки



       © Попов Сергей Александрович 2012-2023

       Любое копирование только со ссылкой на сайт http://onomastika.ru