Почему к воде в Крыму относятся по-особенному? Что по сей день побуждает людей обожествлять её и поклоняться горным родникам наравне с рукотворными культовыми сооружениями — церквами и храмами? Какая именно вода и при каких условиях помогает? На эти и другие вопросы попробовал ответить «Крымский ТелеграфЪ».
Богатство на вес золота
Нам помог разобраться известный исследователь Крыма.
Иван Коваленко, крымский краевед, автор книги «Священная природа Крыма»:
«Поклонение источникам воды существовало на полуострове ещё в античные времена. Так, в восьми километрах от Керчи находится разрушенный каптаж источника, построенного в I веке до нашей эры. Этот источник находился под покровительством древнегреческого бога-целителя Асклепия, так как обладал лечебными свойствами. Но всё же наибольшее число „святых“ крымских родников связано не с античным периодом, а со временем проникновения в Таврику христианства, которое прибыло сюда вместе с выходцами из Византии. Исповедовавшие христианство греки возводили десятки монастырей, при каждом из которых существовал свой источник воды. И источник, и монастырь часто имели общее название и были посвящены какому-либо христианскому святому».
Для того чтобы убедиться в правоте его слов, Иван советует взглянуть на карту горного Крыма, где до сих пор встречаются греческие названия родников, говорящие об их прошлой принадлежности к монастырю и напоминающие о былой славе этих «святых» источников. Таковы гидронимы Ай-Алексий («св. Алексей»), Ай-Андрит («св. Андрей»), Ай-Настаси («св. Анастасия») и Ай-Ян-Петри («св. Иоанн и св. Пётр») в окрестностях села Генеральского, Ай-Йори («св. Георгий») над селом Изобильным, Ай-Лия («св. Илья») выше села Малый Маяк, Ай-Констанди («св. Константин») при селе Лучистом, Ай-Ян («св. Иоанн») неподалёку от Ливадии и у села Перевального, Ай-Кузьма («св. Косьма») вблизи села Высокого, Ай-Василь («св. Василий») в окрестностях Ялты и многие другие.
Вода некоторых из этих источников забиралась в подземную галерею, а сама церковь строилась непосредственно над ней. Таким образом, получалось, что родник вытекал прямо из-под церковного алтаря, как, например, источник Ай-Андрит, расположенный в нескольких километрах от села Генеральского (городской округ Алушта). Считается, что здесь в I веке н. э. проповедовал святой Андрей Первозванный. Его молитвами возник этот источник, здесь же многие жители Таврики приняли христианство. В Средние века (с X по XV век) над родником располагалась церковь, посвящённая св. Андрею Первозванному.
В 1896 году известный краевед Арсений Маркевич описывал вид храма: «Вход обращает на себя внимание величественностью и красотою... Под церковью свод, из-под которого бьёт река Куру-Узень. Вообще скажу, что более живописных и лучше сохранившихся развалин церкви в Крыму я не видел». Можно представить, какое сильное впечатление на паломников производил этот источник, вырывающийся мощным потоком святой воды из-под алтаря храма. К сожалению, остатки церкви были разобраны местными жителями весной 1913 года, и в настоящее время от храма сохранилась лишь небольшая часть кладки стен и алтаря.
Источник Ай-Андрит
Непридуманные чудеса
Со Средневековья в Крыму почитают источник Ай-Анастасия, расположенный в Церковном гроте пещерного монастыря Качи-Кальон у села Баштановка. Выход источника отделан в форме небольшого округлого колодца, вырубленного в горной породе. В старых путеводителях писали, что над источником находилась «крыша на железных столбах». Рядом стояла «убогая хижина, в которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени». Позади источника, в скале, вырублены рельефный христианский крест и три ниши для икон, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея.
Иван Коваленко:
«Народная молва донесла предание о храброй девочке Анастасии, которая, спасая своё стадо, погибла в пещерах Качи-Кальона от лап живших здесь страшных чудовищ и змей. Такого ужаса не выдержала скала и похоронила под своими обломками всех чудовищ. А поутру из безжизненной скалы начала сочиться струйка родниковой воды — то плакал Качи-Кальон по загубленной детской душе. С тех пор источник в Качи-Кальоне, получивший название «Святая Анастасия», считается священным.
Одним из самых почитаемых в Крыму является монастырь Святых Косьмы и Дамиана, расположенный у западного подножия горного массива Чатырдаг. Монастырь был построен в 1857 году при источнике Косьмы и Дамиана. Местные жители считали, что его вода исцеляет от всех болезней. Среди крымчан бытует несколько связанных с этим источником преданий. Одно из них гласит, что некогда в Крыму практиковал врач, имевший двух учеников — братьев-близнецов Косьму и Дамиана. Со временем талантливые ученики превзошли в умении врачевать своего учителя, и тот, позавидовав их славе, убил обоих. Но вскоре убийца раскаялся и просил Бога, чтобы на месте гибели его учеников возникли родники, вода которых лечила бы вместо убитых братьев. После долгих молитв на месте убийства забили два ключа с «чудесной» водой.
Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по Крыму, и ежегодно 1 июля к источнику направлялась длинная вереница воловьих подвод со всех концов полуострова. Сюда целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причём не только христиане, но и мусульмане-татары. Они считали, что здесь похоронен азис (святой), из могилы которого и вытекает источник. Святого они называли Саглысу азизи и верили, что лучше всего вода вылечивает от дурного сглаза и меланхолии. «Магометане почитают священный источник христиан с такой же детской искренностью и суеверием, как пилигримы нашего простонародья», — писал в позапрошлом веке крымский исследователь Евгений Марков.
Другой монастырь, возникший на основе целительного источника, расположен в красивейшем горном урочище Кизилташ, недалеко от Судака.
«В урочище находятся две пещеры, в одной из которых и бьёт чудотворный родник, — уточняет Иван Коваленко. — История открытия его целебных свойств такова. Около 1825 года один татарин-пастух из села Отузы, пасший здесь стадо, нашёл в пещере деревянную икону Божьей Матери, плавающую по поверхности воды. Татарин передал икону встреченному им по дороге греческому купцу, который и отвёз её судакскому протоиерею Иосифу. Очень быстро весть о чудесной находке разлетелась по всей округе, и к источнику начали стекаться богомольцы из окрестных поселений.
А после открытия здесь в 1857 году киновии во имя священномученика архиепископа Стефана Сурожского братия монастыря проводила в день Успения ежегодные молебны с водоосвящением».
(Продолжение следует)
Елена БОНДАРЮК
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 351 от 23 октября 2015 года
Источник: http://ktelegraf.com.ru/7426-svyatost-krymskoj-vody-chast-pervaya.html
Добавить комментарий