Согласно недавнему соцопросу, 26% петербуржцев желают чтобы их город вновь назывался Ленинградом. А 30 лет назад состоялся референдум о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург. Третьего варианта было не дано, хотя Питер в своей истории недолго назывался и Петроградом. Вспомним то голосование, которое носило в себе политические интриги, а также совсем не случайно было назначено на лето.

Город над вольной Невой вот уже три десятилетия называется по-имперски — Санкт-Петербург, в честь святого Петра (основан в 1703 году). Некоторые жители до сих пор принципиально называют его Ленинград, например, певец Александр Розенбаум. В 1991 году, несмотря на общую демократизацию, тотальное возвращение старых названий, референдум по возвращению исторического имени прошел на нерве, с большими хитростями властей, которые персонализировал тогдашний мэр Анатолий Собчак.

Город-герой стал сакральнее

В 1991 году по всей РСФСР шли референдумы о возвращении городам и областям их исторических названий. В итоге советские имена сохранили только Киров (бывшая Вятка) и новообразования — Свердловская и Ленинградская области. Вот и в Питере 12 июня прошел плебисцит. В то время Ленинград был в авангарде демократических преобразований, как называлось это действо тогда. Вполне логично было ожидать, что горожане с радостью и поголовно проголосуют за старое имперское название — Санкт-Петербург. Тем более лидеры того времени активно за это агитировали — председатель Ленсовета Анатолий Собчак (в день переименования города он был избран его мэром), депутаты горпарламента Марина СальеАлександр БеляевЮрий Севенард, главред «Вечернего Ленинграда» Валентин Майоров, актеры Олег Басилашвили и Кирилл Лавров, режиссер Владимир Бортко. Да перечислять можно долго.

 

«Несмотря на то, что город тогда был одним из проводников и очагов «новой России», в нем на 1991 год проживало большое число блокадников, для которых «город-герой Ленинград» с Пискарёвским кладбищем имел большее сакральное значение, чем «царский Санкт-Петербург», - вспоминает для «Нашей версии» политолог Владимир Большеков. - Эти люди, понятно, немолодые. И власти тогда поступили хитро — голосование по переименованию поставили на 12 июня (в этот день были и выборы президента РСФСР). А в это время большинство пенсионеров находится на дачах. Не для отдыха, для выживания, особенно тогда. Их голоса оказались фактически отсечены».

Но и без того «за» Санкт-Петербург проголосовало по тем временам 54% населения, а «за» Ленинград» - 42%. Корреспондент «Нашей версии» помнит по своей школе, что учителя голосовали в основном за сохранение имени Ленина. А классная руководительница 26 лет говорила, что лучше всего Петроград. Мол ни вашим, ни нашим — компромисс. «Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище!», - как пел в песне «Весна» Юрий Шевчук. Кстати, после референдума, который юридически, наверное, стоит назвать просто опросом населения, окончательно Санкт-Петербургом город стал 6 сентября 1991 года. Пока все бумаги оформили, а еще решение надо было зафиксировать на съезде Верховного совета РСФСР. Там делегации из Ленинграда даже пришлось демонстративно уходить с заседания, так как большинство депутатов были против переименования. Но продавили старое-новое название. Между прочим, сейчас это уже подзабылось, в Питере прошли осенью 1991 года мощные митинги с самодельными плакатами «Мы не Петербург, мы город-герой Ленинград».

Хоть не «Питер»

Недавно был проведен соцопрос среди петербуржцев — поклонников Ленинграда за 30 лет стало гораздо меньше: 26%. Хотя это и немало. Вспомнили и Петроград (так город назывался с 1914 по 1924 годы). Целых 9%, между прочим. За Санкт-Петербург оказались 38%, но вот есть региональная сенсация — сразу 27% горожан хотят четвертое название в истории - «Петербург». Просто Петербург без «Санкт». Для социологов, урбанистов и психологов интересная информация для размышления.

«Это еще хорошо, что в опросе не предложили вариант «Питер», - рассуждает историк и журналист Лев Лурье. - Наверняка очень много процентов набрал бы данный вариант. В моей книге про урбанизацию Санкт-Петербурга конца XIX века — начала XX века как раз рассказывается, как появилось это выражение - «Питер». Крестьяне, которые ехали в столицу переквалифицироваться в рабочих на стремительно строящиеся заводы и фабрики, решили упростить сложное для них название - «Санкт-Петербург». В образованной части северной столицы «Питер» до сих пор не слишком приличное обращение к великому городу».

Хотя есть данные, что Питером Петербург называл еще сам Петр Великий.

«Город мой мастеровой»

Что касается Ленинграда, то сейчас горожане, в том числе органично ощущающие себя санкт-петербуржцами, ассоциируют это название с блокадой, с войной. А также с определенными районами города. Краевед и историк в области топонимов Сергей Шувалов рассуждает: «У Александра Розенбаума, который принципиально называет город Ленинградом, есть строчки в песне «Налетела грусть»: «но снимая фрак детища Петра, день гудком зовет Кировский завод, он дворцам своим корень. Хочу воспеть я город свой мастеровой». Действительно, Ленинград был славен не только Эрмитажем, уникальной небесной линией центра, царскими пригородами, но и промышленностью, заводами. Город на Неве в советское время был одним из центров по той же тяжелой механизации. И Московский и Кировский районы, к примеру, совсем не похожи на «туристический» Санкт-Петербург — это чисто ленинградские, даже можно сказать, про второй — пролетарский район. Со своим шармом. И, конечно, выросло несколько поколений заводчан, из позднего советского времени это еще и люди из провинции времен «лимита». Это они индустриализировали Питер». Вот он — «город мой мастеровой».

Упомянутый музыкант Юрий Шевчук как-то рассказывал корреспонденту «Нашей версии»: «Я же из мажоров, папа на хорошем положении был в Уфе. А после переезда в Ленинград я много лет жил в коммуналке, окно которой выходило на мусорный бак. Однако так гордился, что живу в таком городе, где историей всё дышит. В нашей среде не слишком любили коммунизм, а потому и город называли, в основном, Питером. Переименование я встретил восторженно. Казалось, произошла историческая справедливость. Но и понимаю тех, кто за Ленинград. Это основной город, большинство нынешних жилых домов, предприятий созданы в советское время. А Санкт-Петербург, надо сказать, удачно законсервировался со времен царей — и живет своим уникальным визуальным брендом».

Другой питерский музыкант Вячеслав Петкун, лидер группы «Танцы минус», в глубоко петербургские времена написал: «Нас путать не надо — мы из Ленинграда». Его версия: «Еще в детстве советском, помню, как замечательно относились люди во всём Союзе к ленинградцам, от Тбилиси до Владика. Это блокада, наверное, такое восприятие придала. Поэтому «мы из Ленинграда» - это культурное понятие, а не географическое».

Вот и фанаты «Зенита» в начале каждого матча исполняют неофициальный гимн клуба, переделанный с песни «Город над вольной Невой» («Вечерняя»), где есть такая строка: «Всех он победит, наш родной ленинградский «Зенит».

И родившиеся уже в Петербурге молодые люди органично поют и главное воспринимают, что «Зенит» именно ленинградский, как Кировский завод. Такой дуализм в топонимике в северной столице стал нормой жизни. Тут нет искусственности: санкт-петербуржец всегда чувствует себя еще и ленинградцем. И наоборот.

Кстати

В сегодняшнем Санкт-Петербурге, городе глубоко буржуазном, сохранилось немало артефактов, которые отсылают к приставке «Лен». К примеру, есть организация «Ленэнего», мороженое «Ленинградское», одноименные конфеты, элитный жилой комплекс и выставочный зал в Таврическом парке, наконец, группировка «Ленинград» Сергея Шнурова. Хоккейный СКА в январе каждый год играет в свитерах с надписью «Ленинград» во всю грудь в честь очередной годовщины окончательного снятия блокады.